История начинается со Storypad.ru

Княжеский пир

24 июля 2025, 10:17

Великий князь Новгородский - Рюрик правил в Великом Новгороде 16 лет и зим. Князь великий закаленный воин и варяг, приглашенный правитель на земли, ибо установить порядок и мир, дабы больше кровь не лилась рекой, и дома не охватывало пламя.

Рюрик в годах 48 был статен и высок, да и телом крепким, аки у медведя. Очи его были цвета кария с небольшим отеком зелёного изумруда. Ликом он был красив, но годы в походах нанесли на него неизгладимые морщинки. Люд, как знатный и простой, в нем видел защитника и правителя. Эти знания делали Рюрика более деспотичным и нетерпимым к неповиновению его указам. Его уважали и боялись.Наряды его составляли березового цвета рубаху, да красные порты, и сапоги того же цвета, с шапку из соболя на голове, опоясывал себя он же кожаным поясом в мирное время. Хотя он князь, но одевался он исключительно просто, чем и привлекал к себе всех простых людей, да не знатных. Увы, со знатью разговор был иной. Рюрик умело вел беседы со знающими людьми и лихо вел свое войско в бой, это и делало его самым подходящим правителем на тот период времени.

Созвал князь на пир честной всех своих могучих и верных воевод. Тех, с кем он рука об руку вставал на землях русских: его верных соратников и дружинников. На пир были приглашены и их женки, сестры и дочери. В их числе были Сверр с сыном Оденмарром.

Сверр - верный друг и брат Рюрика, могуч и крепок, будто великий дуб. Был хотя и младше Рюрика летов на 3, в бою страха не ведал. Верен и благороден был. Сверр обладал тем благородством, которое имели люди умеющие думать и рассуждать. Рюрик его ценил наравне с князем Олегом. Сверр, имел свое влияние на дружину, его ценили и уважали. Со всеми был вежлив и учтив. Не делил он люд на знатных и простых. Однако, больше всех он дорожил детьми своими.

Оденмарр - сын его, был копией отца, так же благороден и смел, точно лев. Высок и статен, на лик приятен. В летах 26 был. Очи его были глубокие воды с оттенком солнечного света. Носил он белую рубаху, на которой висел медальон в виде золотого круга с рубиновым солнцем. Порты и сапоги его были черны, аки сама тьма. Опоясывался он всегда плетеным из кожи ремнем, на который всегда крепил тяжелый меч.

Да все в бобылях ходил. Многие девы голову да покой теряли от такого завидного жениха. Знатен, да красив. Волосы свои он заплетал на макушке в маленькую косу и украшал ее самоцветом цвета солнца, остальные же волосы были распущены. Многие князья разговаривали со Сверром, чтобы породниться, только Оденмарр был тверд, словно скала в своем решении о женитьбы, а те княжны ему, увы, но не по нраву были.

По нраву была ему одна лишь дева, что была княжна Вендела, дочь великого князя Новгородского Рюрика. Только не от любови великой, да страсти пылкой. Задумал Оденмарр план хитрый, да попросил он помощи у сестрицы своей премудрой. Оденмарр отличался тем от отца своего, что Сверр ценил все жизни, как людские, так и животные. Оденмарр ценил лишь Веневу, он клялся ее оберегать и защищать, как любой любящий брат и воин, верный своему слову. До остального люда ему дела не было.

"Эти смерды, ни на что не годятся" - говорил он презрительно рабам, когда кто-либо из их другов погибал. Оденмарр жил с двумя душами. Одна душа, была его маской, другая же ее истинным ликом. Его настоящий лик никто не видел, кроме сестры его, Веневы. Первая душа, была для всех. Все видели его в этой маске, как благородным воином, но когда его никто не зрел, он превращался в безжалостного деспота - именно эту маску знала Венева и прекрасно помогала открыть первую. Ведь чтобы расположить к себе Венделу, нужна именно первая душа и первый лик.

Венева была младшенькой дщерью Сверра. Верная союзница и друг Оденмарра. Дева с прекрасным ликом и умом смекалистым. В летах 18. Венева была ростом не великим, не аки ее отец и брат, но это не мешало ей в строить планы высокие. Умна была да хитра, аки лиса. Носила всегда белую рубаху, да сарафан цвета неба и опоясывала себя всегда золотой нитью. Волосы свои она распускала, но на голове носила небесного цвета обруч с подвесами. Ведь Оденмарр солнце и должен сиять на фоне неба, а она небо, который помогает светить солнцу. А раз Венева - небо, она решала многие его проблемы и давала мудрые советы. Поэтому и на сей раз Оденмарр пришел просить помощи у сестры своей любимой. Как ему завладеть сердцем и рукой Венделы, чтобы сесть на княжий трон? Венева стояла с ним бок о бок на этом трудном пути к трону и власти.Сверр души в детях своих не чаял, и дети его отвечали тем же. Несмотря на различие их семьи и мечтаний, семья Сверра была дружной и любящей - верный и крепкий оплот во время невзгод.

Пир обещался быть знатным.

Приготовления к нему были начаты еще за несколько лун до того. В Рюриковом городище царила суета суетная. Все тиуны и отроки были заняты приготовлением. Девки, жившие в городище, хлопотали по хозяйству. Князья, воеводы и дружинники присылали дары ко двору. Кто соболя пришлёт, кто бочонок меда, а кто и дичи разной. Скоморохи и ряженые, признавшие про пир, медленно стягивались к городищу, ведь какой пир без шума и потехи.Пир вознамерились провести в большой палате, которая могла в себе разместить около 50 душ.

Стены украшали коврами богато расшитыми. Вдоль накрытых узорчатыми покрывалами лавок располагали длинные столы со скатертями ладными.В палате располагались 3 стола:Первый - стол князя Рюрика располагался поперек других двух длинных столов.

Гостей рассадили по их титулу и статусу. Во главе стола сел Рюрик, по праву руку от него села княгиня Ефанда - мать княжича Игоря, а по левую - княжна Вендела, его старшая дочь от другой жены. После шел князь Олег по правому столу, а по левому семья Сверра вместе с сыном и его дочерью Веневой.

Каждая приглашенная княжна наряжались и украшала себя, ведь пир при князе это отличная возможность найти себе суженого. Не исключением стала и Венева. Только наряжалась она по совсем другим причинам. У нее был тайный умысел. Задумала она желание брата своего осуществить и женить его на княжне Венделе Рюриковне.

Вендела Рюриковна Новгородского князя дочь. В летах 16. Юна, красна да и мила. Многие князья, да их сыны засматривались на нее. С младенчества учил отец ее сражаться на мечах и скакать верхом.

"Не бабье то дело"- говорили Рюрику сторонние люди.

Вендела обладала озорным, да весёлым нравом. В темно-русую косу, всегда заплетена жемчужная лента. Румяные щеки, алые губы гармонично смотрелись на слегка загоревшем лике. В добром духе, облачала себя Вендела в темно - синий сарафан, да белую рубаху, и не забывала про серебряную нить в виде пояса на утробе да и ходила словно пава, на загляденье другам и злобу недругам.Нрав иногда был несколько крут, ибо в порыве гневливых чувств сбегала в поля на своем скакуне Вихре, облачная себя в мужское платье, на перевес с мечом на поясе. В тереме отца врагов у нее так таковых не было. Лишь иногда получала упреки да наказы от Рюрика, и главной жены его Ефанды. То, конечно, мелочи, в сравнении с тем, что ждало ее впереди. Другов и подруг у нее не было, кроме как вещуньи О́сы, находившиеся иногда при дворе Рюрика и любившей посмеивается над его окружением.Вендела была сама у себя на уме. Некоторые даже поговаривали, что она юродивая да умалишенная. Но то всего лишь злые языки.

Сильно любила брата своего - Игоря, хотя ему и было мало лет, отвечал он ей тем же.

Решил Рюрик, что негоже, княжне ходить в девках и решил на ближайшем пиру присмотреть ей супружника.

Пир, как нельзя кстати, отвечал этому замыслу. На него съедутся все князья и их сыны, которые могут стать мужем княжны.

Пир назначали на месяц Травень. Природа цвела пышным цветом. Ароматы белых яблонь разносил ветер по всей округе, наполняя этим воздухом терема, да избы всего живущего тамашнего люда. Солнце согревало своими теплыми лучами землю. Легкий ветерок обдувал землю неся с собой освежающую прохладу люду, и всякому зверю.

Венева приготовилась к пиру и спускалась к крыльцу, где уже ее ожидали брат и отец. Облачение ее было выбрано с изумительным вкусом. Длинный сарафан небесного цвета по подолу, которого струился жемчужный узор, да наплещах лежала златая шубейка. Походкой плавной, да скользящей, она подошла к своей семье.

- Венева, слава богам, ты вышла - сказал Оденмарр, теплой улыбкой, - токмо уже заждались тебя.

- Не уж то не сдюжишь обождать сестренку - подразнила его Венева.

- Да сдюжит, куда денется... - перебил их Сверр твердым голосом - токмо нервничает множко, интересно от чего бы это... - делая вид, что ничего не ведает, сказал Сверр.

После этих слов Оденмарр слегка зарумянился.

- Ну полно, тятенька, не смущайте братца - защищая ответила Венева, - нам же вроде как пора.

- Пора-пора, - призадумался Сверр, - Венева молю, ради богов, будь ласка с молодцами, найди супружника себе, раз так горазда, приглядеть и женку брату. Однако давеча гуторил я с Рюриком, он не прочь с нами породнился, да токмо дочь его нравом крута, коли не по нраву будет он ей, то и бед мы схлопочем великое множество.

- Не кручинься, тятенька. Это горе, не беда, выдумаем что-то. А за жениха я не даю тебе слово. Нет достойного витязя для меня.

- Ну, полно, дерзить, сядай в повозку нам пора, - отрезал Сверр.

В деревянную замысловато украшенную повозку были запряжены два дорогих и породистых коня, и кликали их Хворь и Мгла. Два черновых коня с гладкой шерстью, да пышной гривой.

- Агот, гляди за теремом, вернемся за полночь - наказал старой служанке Сверр. - Ну Василька трогай!

- Скатертью дорога вам, - крикнула Агот и помахала им вслед рукой.

Дорога занимала 48 частей. Резвые скакуны Хворь и Мгла неслись по дороге, поднимая пыль. Легкий ветерок, что дул неспешным шагом из-за быстрой езды превратился в веселую пляску в волосах Веневы. Быстрая езда настолько увлекла наших героев, что она пролетела точно мгновение ока. Вот показалось Рюриково Городище.

На паперти их встретили и сопроводили в пышно украшенную палату, где медленно уже собирались гости. Венева была в этой палате впервые. Хотя и выросла она в княжеской семье, но убранство этого пира слишком богато, для простого праздника.

Спустя недолгое время, когда собрались все гости, вышел Рюрик в сопровождении своей жены Ефанды. Поприветствовал многих гостей Рюрик и наконец, подошел к семье Сверра.

- Здрав будь князь, да княгиня, - Обратился Сверр к Рюрику и поклонился до земли.

- И ты будь здрав, Сверр, да дети твои. Ты только глянь, ну какой молодчик стоит, Ефанда - обратился Рюрик к княгине, указав на Оденмарра. - Ну, все так же в бобылях вздумать решил ходить, Оденмарр?

- Здрав будь, светлый князь, - поклонился тот в ответ.

- Обожди, хлопец, - прервал его Рюрик. - Это что за красна девица, а? Твоя что ль дочь, Сверр?

- Моя, Рюрик, моя, - ответил учтиво тот.

- Где ж ты ее прятал, подлец ты этакий.

- Да, вот все не желала являться на светлый пир, еле уговорил.

- Ты это правильно сделал, авось найдет себе супружника - сказал Рюрик задорным голосом.

- Здрав будь, кня...- не успела говорить Венева, как ее перебил отец ее:

- А где ж твоя то, ей вроде как минуло уж 16 летов?

- Норовиста стала, хлопотно мне с ней. Меня не слушает, норов от матери ей достался, такой же упрямый. Но мне клялась, что скоро выйдет к гостям.

- Благодарствуем князь - начал Сверр - Надеемся, что пир пройдет превосходно...

- Тьфу, на тебя, не сглазь, собака, - ответил Рюрик с улыбкой - Эй, ты, служный, сходи-ка за княжной, да поторопи ее, - обратился князь к слуге, стоявшему не далеко от стола.Слуга учтиво наклонил голову и побрел на поиски княжны.

- Ну что ж други дорогие, все за стол!

Начали подавать блюда. Трапезные блюда, были выбраны с особой тщательностью.

В первую очередь на стол поставили холодные закуски, затем вынесли огромных жареных лебедей, не забыли и про туши косуль, что поймал князь Сверр и отправил к празднику, а также диких кабанов, после поставили цельно жареной осетрины и стерляди. Великое множество пирогов, выпекаемые в форме птиц и рыб, мясо которых входило в их начинку. Пиво, меды, квас лились рекой в чащи гостей. Особенно вкусным были меды: белые и красные. Белые подавали в серебряных сосудах, а красные в золотых.

- Ну что, великий князь, за твое здравие и твои победы - сказал князь Олег первый тост и отпил их своего золотой чаши меда.

- За князя! За победы! - с разных стороны послышались мужские и женские голоса.

- За княгиню и княжну, - продолжали голоса, и пил люд из чаш.Пир начался пышно. Однако княжны не было видно. Оденмарр егозил на месте, но молчал пил и ел, ожидая. Внимательно наблюдала и за обстановкой Венева. Она настолько красна была, что многие молодцы оказывали ей всякие знаки внимания.Наконец вышла и княжна. Все присутствующие на пире затихли. Она была юна, красна да статна в своем синем сарафане с жемчугами в волосах. Уста ее были алы, да брови черны, завидный лакомый кусочек. Все дивились красоте её, но никто не ведал, как колотится сердце в её груди.

Пройдя по палате словно пава, Вендела учтиво поднесла руку к сердцу и поклонилась князю и княгине.

- Здрав будь, князь да княгиня, - говорила та, поднимаясь с поклона, - прости, тятенька, запоздала.

- Ну и какова была причиной? - Спросил грозно Рюрик

- Заигралась с братцем, не хотелось от него уходить - ответила, не поднимая глаз Вендела.

- Это что-то ново. Думалось мне, что вновь ускакала в поля. Садись немедля.

- Благодарствую, - сказала Вендела и села рядом с отцом.

- За тебя уже пили, - сказала прагматично Ефанда.

- Очень хорошо, - ответила меланхолично Вендела.

Пир продолжился с большим размахом.

Слышались тосты за великие победы Рюрика, да войска его могучего. Люд пил и ел. Слышался весёлый хохот. Внимательно за ликом Венделы следил Оденмарр. Та же дева очей не поднимала. Тяжко ей было на сердце. Ела очень медленно и протяжно. Тоскливо ей было без брата, к нему душенька рвалась.

- За княжну Венделу, дабы очи твои всегда светились счастьем, да на устах играла улыбка. Свети озорством, да супружника себе отличного найди, - произнес неожиданно свой тост сам князь Рюрик.

"Да супружника себе отличного найди, - эхом били эти слова в голове у княжны - о, боги помогите, тоскливо мне здесь"

- Благодарю тятенька, - ответила покорно та, - да токмо такого, как ты мне не сыскать.

- Шутки, шутить вздумала, - ответил тот ей едва слышно другим и сел на трон, - будь ласка, а мужа я тебе уж сыскал, покорись моей воле.

- Я думу подумаю, - огрызнулась княжна.

Шум и гвал не стихал, и мелкие колки остались, не замечены большинством, кроме Веневы.Вышли ряженые да начали свое шутовство. Гости увлеклись этими забавами, продолжали пить, есть и хохму наводить.

Пир, аки пожар продолжал гореть и разгорался. Вдруг, мышонком на пир пробрался мальчонка. Не уследили няньки за этаким пронырой. Сам не загадывая того, оказался он в центре шутовства. Испужался масок звериных и что есть мочи заплакал.Встрепенулись Вендела, а с ней и Ефанда.

- Прекратите немедля! - крикнула Ефанда и кинулась к Игорю, а с ней и Вендела.

Венева бросила быстрый взгляд на Оденмарра, и тот направился к толпе шутов.

Шум сошел на нет. Остался лишь громкий плачь Игоря. Вендела слышала братца, но не сумела отыскать его, маленького, среди балагана ряженых. Вдруг плач смолк. Вендела оглянулась, и увидела, что братец её сидит на руках у Оденмарра.

- Слава богам, Игорешка, ты меня напужал. Зачем сбег из покоев? - подбежала к нему Вендела и взяла брата на руки, - благодарю тебя князь, токмо имени твоего не знамо. Оденмарр полыхал от удовольствия, что может молвить с Венделой.

- Оденмарр, сын князя Сверра. Мы сидим рядом с вашим столом.

- Благодарствую Оденмарр, сын князя Сверра. Каюсь, не глядела не на кого. Уж прости за дерзость такую.

- Деля....- залепетал Игорь и обнял Венделу, как вдруг заставил его вздрогнуть голос грубый и властный.

- Что он тут делает?- поднялся с трона Рюрик

- Тятенька, молю. Сбег он не со зла, токмо тоскливо ему стало!

Рюрик стоят грозно и неподвижно, в ту же долю к нему вернулась Ефанда.

- Великий князь - заговорил Оденмарр, - окажи мне честь приглядеть на княжечем на пиру. Животом своим клянусь, уберегу его, пусть во всеми будет.

- Ну раз такой витязь, аки Оденмарр, клянётся, так тому и быть. Пусть будет, токмо очей с него не спущай.После этих слов все присутствующие выдохнули. Скоморохи и ряженые продолжили свое шутейсво. Игорь с большим любопытством наблюдал за всем, жевал пироги и сидел на коленях у Оденмарра. Венева мельком улыбнулась брату.

Венедла вернулась на свое место подле Рюрика. Вдруг вокруг нее появилась вещунья О́са тихо промолвила ей на ухо, дабы женкой Оденмарра ей написано быть. Слова эти Венеделе, были горьки, словно полынь.

Пир был долгий, кому весел, а кому и нет. Многие хлопцы присмотрели себе женок, да и девицы на хлопцев засматривались. Гостей стали провожать после полуночи.

- Благодарствуем княже, за пир веселый, - поблагодарил Рюрика Сверр.

- И тебя благодарю и сына твоего, что за Игорем присмотрел. Нежели свататься задумает знай, приму хлебосольно.

Да и пожали они друг другу руки. Игорь уже тихо сопел на руках у Венделы, а та провожала гостей из окна своей светлицы. В ее сторону посмотрел Оденмарр и хищно улыбнулся, от чего у Венделы побежал мороз по коже.

- Не люб, он мне, Игореш, не по нраву, - шепнула Вендела спящему брату, - очи его злы, душа темна, улыбка лжива, но за тебя я ему благодарна.Путь в терем был не долог, от хмельного меда очи смыкались и были грузными. Вошла Венева в свою светлицу, крикнула Берегиню что бы та помогла ей раздеться. И уснула княжна крепко и спокойно, ведь план её коварный удался.

**************************************

*Тиуны - управляющий в доме феодала (князя, боярина) из числа полных холопов. Тиун отвечал перед господином за остальных холопов, исполнял обязанности управляющего и судьи, вёл всё дворовое хозяйство, собирал подати и заботился об увеличении дохода.*Отроки - дворовые слуги князя, члены младшей дружины. В их обязанности входила служба за столом князя, уборка вещей и выполнение разных поручений. В отроках могли служить и несвободные люди - холопы.

610

Пока нет комментариев. Авторизуйтесь, чтобы оставить свой отзыв первым!