Глава 18. Долей мне чай.
14 апреля 2023, 02:20Я много чего ждала в своей жизни,слушатель. В детстве я всегда очень ждала первого снега. Знаешь же то чувство когда с наступлением первых холодов просыпаясь утром каждый раз бежишь к окну, хотя погода на кануне вечером совсем не сулила штормовых изменений. Очень долгим оказалось так же ждать первый росток огурца, семечку которого я сама посадила в горшочек. Трудно было удержаться чтобы не расковырять землю и не посмотреть зашевелилось ли оно. Заодно потрясти и поторопить. Очень волнительным ожиданием в моей жизни было так же ожидание операции по пересадке кожи, которую мне сделали в девять лет. Нани долго не соглашалась, так как очень боялась наркоза. Но все же доверилась деде Таиру и врачам , которые утверждали что небольшой участок на моей спине который зарубцевался сильнее всего нужно прооперировать, иначе он будет мешать моему гармоничному развитию. И вот, я жду эту операцию уже месяц с такой смесью страха и трепета , ведь мне кажеться что пару таких операций и мое тело тоже будет такое же нежное, ровное как у моей красивой старшей сестры. Еще пару недель я жду пока снимут повязки со спины и с бедра , откуда врачи взяли кусок кожи. Потом став перед зеркалом я получила « ожидание-реальность» и сильно разочаровалась .Пересаженный участок сильно отличался по цвету и был пришит большими стежками , которые вряд-ли ушли бы бесследно. А участок на бедре откуда взяли кожу тоже заживал с шрамом, хоть и не таким ужасным как от ожогов. Даже если мне сделать десяток таких операций кожа никогда не будет ровной , ведь чтобы прикрыть один шрам нужно сделать другой , и тело мое в таком случаи больше будет походить на лоскутное одеяло которое сшила нани из остатков разноцветных тканей, чем на ровное однотонное тело Малики. Именно после того периода началось мое принятие себя.Я есть такая как есть и другой уже никогда не буду ! Будучи чуть старше я так же очень ждала поездок к тете Хавре в соседнее село, что всегда сулило небольшие приключения в месте с ее дочерью Залиной и немного так желанной в подростковое время свободы. Тетя Хавра хоть и была женщиной сурового нрава но когда мы с Маликой и Марет приезжали в ее дом в качестве гостей на несколько дней отношение у нее к нам было другое.
Но самым длинным и мучительным ожиданием в моей жизни оказалось ожидание смерти. С каждым уточняющим вопросом который мне задавали мне она казалась все ближе и периодами на меня накатывал страх , ведь я не была лишена этого сильного чувства, хоть умело его и скрывала. История моего несостоявшегося побега обрастала все новыми и новыми нелепыми подробностями, версий было так много и все они так разительно отличались друг от друга что казалось каждая новая заслуживала отдельного оскара за оригинальность и полную экранизацию. В какой-то момент мне показалось что я оказалась в центре конкурса сумасшедших писателей, и многие милые соседи с которыми я рядом жила и росла ждали его всю жизнь чтобы проявить свой талант во всей его полной красе. Услышав от возмущенной старшей сестры очередную ужасающую версию которую привезла тетя Зарема с соседнего села я громко и истерично рассмеялась. Говорили что я будучи замужем гуляла с бывшим возлюбленным , и что меня сбежавшую искали несколько дней. Малика , которая в эти дни жила в доме родителей практически не уезжая за что часто ругалась Исой по телефону, испуганно посмотрела на меня , а потом на открытую дверь , ведь из-за бесконечного потока моих обиженных и оскорбленных родственников они почти не закрывались и грохотали будто в глухом оркестре. Ну а мне с каждым сказанным словом в этой истории , с каждым увиденным новым лицом родственника на которым запечатлилось призрение становилось все равно. Я молчала и внимательно вглядывалась в их до боли знакомые когда то лица и не узнавала их, что то все же изменилось в них. В их глазах не было страха и жалости или хотя бы крупицы сомнения, лишь неприятие , злость , раздражение за то что эта «ненормальная снова учудила» как сказала Зулай. Потому что близка не настолько чтобы осознать всю трагедию происходящего и чувствовать мою боль как физическую так и моральную как свою, но все же достаточно чтобы задеть своим позором.
На третий день прибывания Арсанова в коме к нам в дом пришла жена дяди Арсанова Барет. Об этом я узнала из рассказа тети Зайнап. Так как поговорить со мной она ее не пустила. В груди снова вспыхнула обида на тетю и после пришло осознание что она возможно не захотела чтобы та увидела меня в таком состоянии. Из рассказа тети я так же узнала что приехала из умры бабушка Арсанова , которая находиться рядом с ним все время.
Арсанов очнулся на четвертый день своего пребывания в больнице. Этот презренный человек заявил что если бы хоть десять процентов из того что ему рассказали было бы правдой то он некому не отдал бы право решить мою судьбу. А закончил бы все сам. Сказал что развелся со мной потому что поспешил с выбором и мы совершенно не подходим друг другу,и стрелял в него совершенно незнакомый ему человек , предположительно связанный с бизнесом. Я не помню что тогда почувствовала услышав это , возможно облегчение но точно не благодарность. Он исправил маленькую часть того что в моей жизни натворил. На том мне было достаточно. После, я долгие месяцы просила Всевышнего некогда больше не сталкивать меня с этими черными глазами, в которых как мне казалось был заточен ад. Отныне их обладатель последний человек на земле кому я протяну руку помощи, и последний кого я попрошу о ней .
********
Моя бабушка по матери воспитывала двоих дочерей после смерти мужа вместе со своими свекрами.Через время, семья ее забрала домой потому что по чеченским традициям у нее нет дома если у нее нет сына . Дочери выйдут замуж , а когда свекровь не станет она все равно останется одна. А одни чеченские женщины не живут.Никогда.Они всегда должны быть под защитой мужчины.Сначало это отец и братья, потом это право у первых перенимает муж , если муж умирает а женщина не желает выходить повторно замуж то она остается под защитой свёкра а после сына . Отец через время выдал бабушку Айшат замуж за вдовца с двумя детьми, но там у нее не случилось ни детей ни симпатии и она вернулась домой через несколько лет. Жила она с родителями а потом с младшим братом и его семьей. Хотя, мама с сестрой жила с бабушкой и дедушкой мать их к себе забирала периодически и всячески помогала поднимать, она была очень хорошей швеей. Обе получили образование вышли замуж в хорошие семьи хотя моя мама сделала это не без сопротивления с обеих сторон .
Мне было пять лет когда умерла моя бабушка Айшат, последние несколько лет она тяжело болела онкологией, и не успела оставить в памяти своей первой внучки практически никакого следа . Дядя Таир свозил меня к ней несколько раз в город, минуя десятки блокпостов и единственное что я помнила как очень, очень худая женщина все время плакала и гладила меня, уделяя особое внимание участкам со шрамами. После ее смерти я больше не ездила в тот дом. Стоит сказать что в военное время каждый был занят своим выживанием и мои дальние родственники по матери мало мной интересовались , они знали что у меня родная бабушка и много родных дядей и тетей. Но была у меня со стороны матери одна родственница приезда которой каждый раз очень сильно ждала: родная младшая сестра мамы , необыкновенной красоты женщина. Появлялась в моей жизни она редко , но всегда очень ярко и эмоционально , как мимолетное видение более точно сказал однажды один замечательный классик.Тетя Зура вышла замуж за человека который был старше нее на семнадцать лет и уехала с ним жить в Ростов. Приезжала она несколько раз за лето , а случалось что не приезжала совсем, привозила мне всегда очень необычные вещи , но подарки меня мало интересовали почти все после ее отъезда я передаривала сестрам , горазда интереснее мне была она сама , стройная , утонченная, яркая. Несколько часов которые она бывало гостила в доме дяди в селе я не моргая смотрела на нее , в те драгоценные минуты мне казалось что ожил один из образов запечатленых на фотографии у меня под подушкой. Возможно моя мама улыбалась точно так же - думала я . Мне очень хотелось быть на нее похожей, и внимательно рассматривая тетю Зуру я не без удовольствия подмечала наши с ней общие черты : очень похожая форма глаз, слегка затянутая к вискам, только цвет глаз у тети был карий , у нас с ней были так же очень похожи руки . Тетя рассказывала что они у нас с ней похожи на руки ее покойной матери. Стиль одежды моей утонченной тети очень отличался от привычного нам в селе . Вещи на ней всегда сидели по силуэту , но никогда не облегали ,а нижний срез юбки останавливался ровна там , где он на пару сантиметров выше считался бы непозволительным. В место платка она носила небольшую повязка и волосы так похожие на мои своим цвет слегка собрала маленькой заколкой. От нее очень вкусно пахло , но стеснялась спросить ее что это за аромат, боялась что она воспримет вопрос за просьбу подарить мне аналогичный парфюм. Но мои долгие вдохи при прощании тетя все же поняла и подарила духи от LANKOME. Которые я с боем отвоевала у сестер и не давала наносить не за какие плюшки.
Тетя зура снова влетела в мою жизнь после отсутствия в ней несколько лет , на свойственной ей легкой волне не угасающего энтузиазма в самый сложный период моей жизни. В нашем с некоторых пор мрачном царстве где мы никак не могли поставить запятую в предложении «помиловать нельзя казнить» она появилась как яркий лучик солнца. Она была весела , добродушна , улыбалась своей прекрасной улыбкой , и тот факт что ни кто ей не отвечал с такой же легкостью и искреннестью ее совсем не смущал. Тетя приехала с своим мужем, звали его Али и фоне моей вечно молодой тети выглядел он как ее отец. Почти белая голова , очки с пару с сантиметр , но все же дядя Али не был лишен мужского обаяния. Они с дядей Таиром знали друг друга давно и быстро разговорились сидя в гостинной в двух креслах за круглымжурнальным столом.Я сидела рядом с тетей Зурой на широком диване и безуспешно пыталась сделать глубокий вдох чтобы запомнить как она пахла в этот раз прежде чем она снова исчезнет на несколько лет.Но попытки были тщетны , просто сидение прямо мне давалось с трудом хотя острая боль постепенно отступала.
— Бедная , это ты где так ? — спросила Зура, слегка касаясь уголка моей брови .
— С кровати упала. — моментально ответила я , а потом посмотрела на тетю Зайнап, которая сидела на противоположном диване и встретилась с ее грустными глазами. Мимолетом я так же заметила как сильно она постарела за последнюю неделю , будто прошло не семь дней с момента как я разведенная появилась на пороге а десять лет . Над ее карими глаза сильно нависли опухшие веки , а моршины казалось кто то намеренно углублял .Взгляд до селе твердый и уверенный сейчас был тоскливый и потерянный. Я не знала имело ли смысл лгать тете Зуре или нет , но я все же предпочитала чтобы всю грязную историю в эпицентре которой я оказалась она услышала от кого то другого , желательно без моего присутствия .
— А куда ты поступила ? Ты же в этом году закончила школу ?
— Я некуда не поступила.- ответила я.
— Почему ? Ты плохо сдала ЕГЭ?
— Нет. Нормально.
— Наши мужчины консервативны в этом вопросе.- вмешалась тетя Зайнап.— Боязно отпускать девушек одних в город.
— А вы надолго приехали ? — спросил дядя Таир,привлекая к их беседе и наше внимание тоже.
— А в этот раз на совсем, Таир . Я ушел отставку. В молодости не мог дождаться окончания школы чтобы уехать . А теперь, последние пять лет каждый день мыслями о родине засыпаю и просыпаюсь.— усмехаясь ответил Али меняя положение тела в кресле.— Устал я . Только сейчас осознал что постарел. Еще помру , не дай Аллах меня там похоронят. Раньше больше недели в Грозном задержусь, сразу же с братьями лентяями ругался, сейчас каждый день им звоню , представляешь ?
— Понимаю .— ответил дядя Таир.— Где устроиться в Грозном собираешься ?
— У меня две квартиры в Ростове было. Одну я продал . Купил участок с домом в Калинино . Мой бывший одногруппник заведует кафедрой гос управления в ЧГУ , пригласил почитать лекции по "Теории управления". Буду так сказать передавать свои практические знания студентам. Тятя Зура с дядей Али уехали через пару часов но обещали чаще наведываться и пригласить меня к себе как только обустроятся.
Обещание они свое выполнили ,и снова приехали через несколько дней,но в этот раз они не были так же веселы и жизнерадостны как в первый свой визит. Мне даже показалось что тетя интуитивно выбрала менее яркую одежду, и прежде всегда небрежно собранные ее волосы были спрятаны под большим платком. Мы все вместе пили на кухне чай, но отчего то особого аппетита никто не демонстрировал.
Али и тетя Зура часто переглядывались , будто мысленно передовая друг другу право начать не легкий разговор.
— Знаешь, Таир , я сегодня не просто так сюда приехал.— сказал дядя Али. —Хотя мне все же кажеться это невозможной идеей, но боюсь мне сегодня теплого ужина не дождаться если этот разговор не начну,— Али улыбаясь посмотрел на театрально нахмурившуюся жену. — Помнишь я рассказывал тебе про друга который пригласил меня на кафедру?
Дядя Таир кивнул.
— Так вот , у него есть хорошие знакомые в Пединституте. Они говорят что на факультете искусств сильный недобор. Факультет очень хороший. Там преподают отличные мастера , но ты же знаешь наших людей, юным талантам в нашем обществе не легко приходиться .Зачастую их желания и стремления никто всерьез не воспринимает. Так вот хотя приемные комиссии давно закончили свою работу все еще есть возможность туда поступить. И мы подумали. Ведь Халима хорошо рисует, в художественную школу ходила, если поехать туда с парой ее лучших работ то ее с радостью зачислят.
- Хочу вас уверить— сказала тетя Зура , незнаю как у нас на родине но в Ростове иллюстраторы, графические дизайнера прилично зарабатывают , сейчас на том факультете еще графический дизайн приподают. Конечно пока мы живы Халима ни в чем не будет нуждаться , но мы же с вами не вечные — обратилась тетя Зура к Зайнап . —Жизнь разная, как бы с вами не были бы уверенны в своих сыновьях и дочерях , что они некогда не оставят ее в нужде все же для Халимы было лучше если бы она научилась зарабатывать свой хлеб.
— Халима , пойди помоги сестре , я ей сказал полики в машине помыть .— обратился дядя Таир ко мне , в первые за последние недели .
Я положила на плиту чайник , который как оказалось до сих пор был у меня в руках.
Еще пару месяцев назад учеба в городе было чем очень сложным , теперь же когда уровень доверия ко мне был на нуле это было нереально. Позволить мне пойти учиться после всей грязи в которой вся наша семья продолжала до сих пор тонуть было невозможно.
Я обречено, грустными глазами посмотрела на тетю Зуру и улыбнулась ей, мысленно благодаря за попытку, затем торопливым шагом вышла, не закрывая за собой дверь.Отошла пару шагов и прислонилась к стене.
— Знаешь , Али . — услышала я надломленный голос дяди Таира.— Сегодня мы проживаем по воле Всевышнего трудные дни. Я не хочу тебе всего рассказывать. Думаю ты сам уже многое услышал , а если еще кое что не знаешь то стоит тебе выйти из этого дома и спросить первого встречного то у ему найдется тебе что рассказывать до следующего утра.
Мы не знаем, что из всего этого правда а что нет , ведь Халима так не может нам все внятно и четко объяснить . Думаю правда где-то по середине. Хотя весь этот гнет сегодня больше всех давит на Халима ,это все же не ее наказание, она лишь подросток который не справился с собой. Это мое наказание. Аллах испытывает меня.
К моим глазам подступили слезы от боли которой были пронизаны слова дяди Таира. Настанет ли день когда ты снова посмотришь на теми же милосердными глазами как раньше .
— Несколько месяцев назад я свою гордыню поставил выше желания сироты, выше ее счастья.— продолжал дядя— Потому что никто и некогда не станет свидетелем того что Таир не сдержал своего слово ,думал я тогда. Хоть слово это было далеко не праведным. Посмотри какие дни мне показал Аллах. Сегодня моя гордость и три копейки не стоит. В первую очередь я сам за нее столько не дам. Это мой урок от Аллаха. Думаю он не спроста сегодня сюда вас привел.
Я внимательно вслушивалась в каждое слово чтобы ненароком не упустить что то важное.
— Я позволю ей учиться.— сказал дядя Таир.— Пусть какое-то время по будням жевет у вас если конечно у вас есть возможность ее приютить. По выходным я буду ее забирать.
— Ой Таир, конечно есть.— восторженно воскликнула тетя Зура, —Этот корпус Пединститута в двадцати минутах пешком от дома который мы приобрели. Но, если вы не желаете чтобы она ходила пешком. Али будет ее привозит и увозить. Да ?
— Конечно.— чуть сделав паузу ответил тот.
— Вы не представляете какое важное дело мы делаем!— продолжа тетя Зура .— Уверенна наши брат сестрой на том свете сейчас очень радуется.
— Но у меня одно условие.— прервал ее эмоциональную речь дядя Таир
— Слушаю.— ответил Али
— Я ежемесячно буду выделять средства на ее содержание.
— Не оскорбляй меня , Таир.
— Никаких оскорблений, Али. Даже и не думай. Прекрасно знаю что ты хочешь и можешь дать ей кусок хлеба, но все же она моя кровь,и я по праву считаю себя ее вторым отцом . Поэтому так , и только так.
— Хорошо.— согласился дядя Али . — если это для тебя так важно.
— Халима. — позвал меня дядя Таир. Ровно и спокойно, будто попросил постоять за дверью.
Находясь в шоковом состоянии от только что услышанных слов я не сразу сообразила и молниеносно шагнула к открытому дверному проему.
— Да!
— Долей мне чай.
Пока нет комментариев. Авторизуйтесь, чтобы оставить свой отзыв первым!