Фикшн кейс: Иоганн II Лихтенштейн, типичный ЧСник
14 апреля 2025, 11:55В KCDII мы можем наблюдать, как у Иоганна II Лихтенштейна формируется кПТСР, химзависимость и случается МП. Понятно, что по художественным причинам это происходит очень быстро, но сама динамика показана пугающе правдоподобно.
Когда я разбирала кейс Генри (а с ним Рацека и Иштвана), то рассматривала их как военных. Кейс Лихтенштейна я буду рассматривать с той точки зрения, что он дипломат, переводя на современные реалии - шпион и член и председатель чрезвычайной комиссии (ГОиЧС). Психологическая подготовка, поддержка и адаптация таких сотрудников коренным образом отличается от военных. Основным отличием является то, что в этой области нет психологов так каковых. В средние века политруком и психологом был священник. Армия это и так большое скопление людей, за которыми можно наблюдать и которым можно вести поточные лекции. Разведчики и чсники же разрознены, у каждого свои задачи и своя траектория полета кукухи. Такая работа не подразумевает ни возможности контролировать состояние каждого, ни возможность собирать всех вместе и «пролечивать». А иметь в звене из 5-9 человек одного психолога - это расточительство ресурсов. Я думаю вы уже догадались, как решается эта проблема. Функции психолога выполняет один из бойцов звена, а точнее - командир звена. И вот в этом драма Лихтенштейна - он главный. Он вообще самый главный. Он - князь (воевода, принц). Единственный человек, который по субординации может вправить ему мозги - король Вацлав. Поэтому то, что мы видим в игре, будет усугубляться до 11 ноября 1403 года, пока Лихтенштейн с армией не освободят Вацлава из плена и Вацлав, возможно, не прикажет ему перестать страдать.
Таким образом при разборе Генри (Рацека и Иштвана) я примеряла на себя роль условного Богуты - армейского капеллана. В случае Лихтенштейна мне нужно примерить на себя роль авторитетной вышестоящей фигуры. Так что я буду в роли старшего брата Иоганна - Альбрехта. Будем считать, что нам нечем было заняться в плену 1405-1406 - вот и поговорили. С одной стороны фигура достаточной значимости, чтобы при необходимости продавить авторитетом, с другой стороны фигура, не подразумевающая засовывания языка в жопу и безоговорочного следования ее директивам.
Дотравматический опыт и генетика.
Нам дают понять, что Иоганн является очень молодым человеком из очень знатного рода, который очень рано достиг очень многого и одни его очень ценят, а другие очень ненавидят. То есть мы имеем вундеркинда с хорошей генетикой, образованием и воспитанием. А вот это избыточное «очень» - очень плохой признак, говорящий о том, что ребенок перегружен.
Формирование кПТСР и химической зависимости.
Жизнь Иоганна уже много раз подвергалась непосредственной угрозе ("бежал из горящего города, имел дело с наемными убийцами"), что приводит к ПТСР, а при регулярном повторении - к кПТСР.
Рассмотрим его реакции и копинг-стратегии.
Копинг-стратегия «всегда иметь план, запасной план, и план запасного плана». Копинг стратегия свойственная параноидальной акцентуации. НО. Мы видим, как эта копинг стратегия деградирует в зависимости от содержания алкоголя в крови: «план запасного плана» - «я не рассматриваю провал, как опцию, так как тогда нам всем конец» - «нам всем конец, я облажался, слезы самобичевание безысходность». Из чего можно сделать вывод, что у Иоганна нет параноидальной акцентуации, а он имитирует ее, когда способен контролировать себя. Скорее всего он копирует кого-то из референтной группы (учитывая его подростковый возраст это наиболее вероятно).
Алкоголь как деструктивная копинг-стратегия. Да, алкоголь иногда может быть конструктивной копинг стратегией. Но тут нужен надзор специалиста (так как мы говорим в контексте ГОЧС - командира). А в случае Иоганна мы видим, как алкоголь затянул его уже в его нежном возрасте в порочный круг химической зависимости, из которого выбираться очень сложно. Он испытывает тревогу - пьет - алкоголь, будучи депрессантом, затормаживает его тревожные мысли - он продолжает пить - ловит депрессию, туннелирует сознание - жалеет себя, все пропало, слезы отчаяния. И он сам о себе это знает. Но все равно пьет. С одной стороны алкоголик признающий проблему это уже 80% выздоровления. Но с другой стороны он рекомендует Генри алкоголь как способ управления стрессом. То есть он считает депрессию и чувство безысходности (которое кстати может привести к суициду в какой-то момент) адекватной платой за снятый стресс. Это явно нездоровое распределение приоритетов и говорит об органических нарушениях в работе мозга. И, к сожалению, это то, что я часто вижу на практике. Это типично. Это лечится. Но сам человек не может осознать, что ему надо это лечить, поэтому приходится применять к нему морально сомнительные методы. В каком-то смысле даже хорошо, если человек в таком состоянии совершит что-то противозаконное - так как тогда его принудят к лечению, и совесть специалиста будет спокойна и чиста, так как ему не придется идти на провокативные методы.
И тут мы подходим к 5 критериям определения наличия органических нарушений при ПТСР по Ле Пер, так как часть из них у нас уже есть, а другие мы сейчас доберем.
Реакция Фавна. Есть четыре базовые реакции на стресс, угрожающий жизни: бей, беги, замри, ебись. Вот четвертая цензурно называется «реакция Фавна». И Иоганн ее демонстрирует дважды. Первый раз, когда советует Генри «что-то вкусненькое и потискать девку», второй раз когда по пьяни начинает «подкатывать» к Богуте. Важно отметить, что реакция Фавна не имеет ничего общего с инстинктами самосохранения и размножения. Она свойственна и женщинам, а им чтобы размножиться надо 9 месяцев после полового акта, так что объяснить половую активацию в условиях угрозы жизни как инстинкт сохранения вида не получится. Особенно если это половая активация мужчины в роли пассивного гомосексуалиста (barrack bunnies). Это одна из стандартных реакций на стресс, и Лихтенштейн проявляет именно ее. Что талантливо обыграно в диалоге с Богутой. Там используется игра слов - good oiled friend. С одной стороны good oiled это эвфемизм хорошо смазанного механизма, «работающего, как швейцарские часы», то есть комплимент расчетливости Лихтенштейна, с другой стороны этот эвфемизм используется в отношении скованных молодых людей, которые выпив позволяют себе расслабиться и вести себя более раскованно в половом плане. И когда Лихтенштейн начинает задвигать Богуте про «давай выпьем чего-нибудь по-настоящему вкусного за светлое будущее где твоя душа поэта» Богута, будучи военным ветераном и видя такое не раз быстро смекает, что парню бы какой-нибудь девке у стенки про душу поэта позатирать бы, а не ему. Так вот, это желание быть выбранным, получить «лучшее вино, которого достоин» и высокую оценку и духовную близость от товарища прямо сейчас ну пожалуйста - это последний признак органических нарушений мозга при ПТСР, которого нам не хватало, чтобы сказать, что состояние Лихтенштейна в его 17 лет уже необратимо плачевно. Он никогда не станет снова «нормальным». Это как потерять орган или часть тела. С этим можно и нужно жить, быть полноценным членом общества, но это будет много тяжелее, чем для остальных.
Здоровая часть или почему Лихтенштейн все-таки не конченый.
Однако несмотря на эту печальную картину у Иоганна сохранилась здоровая часть, за которую его можно вытянуть. Это вентральный срединный таламус. Когда он говорит, что несмотря на то, что он много раз бежал из горящего города и от наемных убийц ему каждый раз страшно, как в первый, это говорит о том, что он может бояться, то есть ВСТ у него работает и суицидального поведения, как у Генри и Шмуэля, у него нет, как и непреодолимого страха смерти, толкающего на то, чтобы быть к ней всегда готовым, как у Иштвана, тоже. Поэтому воздействие на эту здоровую часть, на страх смерти, может помочь справиться с деструктивными копингами. Только для этого придется его позапугивать... Наверно так из практики пыток и появился БДСМ.
Реакция на МП.
После Погрома Лихтенштейн демонстрирует типичную деструктивную реакцию на моральное повреждение. Он понимает, что эти люди погибли и потеряли все, потому что защищали его. Он чувствует свою вину за это. Он ищет искупления своей вины в помощи этим людям, при том, что он сам остался ни с чем и может помочь только руками.
Очень часто встречается в практике, когда чсник после выполнения своих служебных обязанностей, от чувства вины, что не смог спасти всех, присоединяется к добровольцам и остается в зоне ЧС искупать свою вину.
Почему это не работает. Во-первых человек, который сам только что выкарабкался из жопы не особо трудоспособен, и это еще вопрос, будет ли он больше помогать или мешать под ногами. Во-вторых подготовка ответственных членов комиссий по ЧС и подготовка волонтеров это таки две большие разницы и менять один род деятельности встык на другой на лету просто не получится. Вот вернуться на гражданку, пройти подготовку на волонтера и поехать - уже вариант, а встык - не вариант. И, главное, в-третьих. Подход «когда тебе плохо - иди помогать другим» работает в случае ПТСР, но не МП. То есть это работает, когда человек пережил угрозу жизни и беспомощность перед лицом опасности. Но в случае МП человек переживает другое. Он переживает когнитивный диссонанс - противоречие между своими представлениями о себе и своим реальным проявлением. То есть вот человек думает «я умный, я герой, я всех спасу и буду молодец», а люди умирают, и он не молодец и не герой и не умный получается. И это большая проблема юношей с горящими глазами. Они пропускают мимо ушей, что их главная задача это минимизация ущерба и приоритет по спасению мирного населения. Вместо этого они слышат у себя в голове «я должен спасти всех». А потом у них когнитивный диссонанс, моральное повреждение, цепные реакции, попытки лечить таблетками то, что не лечится таблетками, разрыв социальных связей и изоляция от установления новых и все очень плохо.
Кстати, реально существует такое направление как healing through trauma, которое выросло из БДСМ. Оно уже не имеет в себе и намеков на сексуальную практику и максимально близко к peer support - вот тут такое может пригодиться. Так как если человек свалился в МП в таких обстоятельствах это говорит о том, что он был просто не готов к этому. Может его не подготовили. А может он был просто юн и не зрел, как Иоганн. Поэтому эффективным будет не только разорвать цепь деструктивного поведения, но и «переподготовить», «дорастить» личность человека до того состояния, чтобы он смог пере-жить свое повреждение уже как взрослый зрелый подготовленный человек.
Пока нет комментариев. Авторизуйтесь, чтобы оставить свой отзыв первым!