Андрагогика не нужна или как учить взрослых
1 мая 2024, 19:53Заметка разбита на три части: 1) нытье; 2) почему андрагогика не нужна; 3) как учить взрослых. Они между собой не связаны, поэтому можно читать их отдельно друг от друга.
1. Нытье.
Почти что всю свою преподавательскую деятельность (11 лет по трудовой, с корпоративным обучением — 15 лет) я преподавала взрослым людям: студентам старших курсов техникумов (людям старше 18 лет, после армии, которые уже работают, а кто-то и имеет свою семью и детей), преподавателям (в основном людям пожилого возраста), студентом старших курсов медицинских вузов (работают на скоряке или медсестрами/медбратьями, имеют семьи), корпоративным клиентам. Иногда на меня вешали перваков, но я всегда ставила жесткие условия и почти всегда их сливала после того, как завучи начинали на меня выеживаться. Студенты никогда не были моей проблемой, будь это ребята после армии, сложные молодые люди из дисфункциональных семей или даже деды. Моей проблемой были их родители и завучи (которые автоматически прикладываются к несовершеннолетним). Хотя были и прикольные исключения, когда мне удавалось помочь первакам осознать, что их текущее окружение они выбрали не сами и что скоро они станут мастерами своей жизни, и им даже удавалось донести это своим родителям и успешно вступить во взрослую жизнь впоследствии.
Но потом случилось ОНА. Коммерциализация. Начали открываться учебные центры. И корпоративные клиенты стали заказывать обучение у них, а не у частников типа меня. Какого-то хрена эти учебные центры при приеме на работу требовали ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. То есть образование для обучения ДЕТЕЙ, хотя профиль этих центров — обучение взрослых людей, которые уже работают, чтоб им работалось лучше. Так я осталась выкинутой за борт корпоративного обучения. Я же препод, а не училка.
Потом, через несколько лет, корпорации начали понимать, что это какая-то залупа, и стали пытаться организовывать свое внутреннее корпоративное обучение. Ничего не зная и не понимая в обучении, но уже четко усвоив, что учить взрослых людей должен человек, который умеет учить взрослых людей, а не детей. Я наслушалась много тупого говна на этих собеседованиях. При том, что по моему резюме видно, что я не училка, не педагог, что у меня есть дофига опыта обучения взрослых и пожилых людей. Но кто читает резюме? Да никто. Даже мое имя — Антонина — в двух третях случаев читали как Антон, и это был сюрприз, что к ним приходила женщина, а не парень, при том, что у меня на резюме и год рождения и даже фото есть!
Из этих собеседований я поняла три вещи: кто-то выучил слово «андрагогика» и не понимая, что это, требовал диплом по ней (который дается только на базе ПЕДАГОГИЧЕСКОГО образования, то есть, как говорил Геральт из Ривии, «никак вы, блять, не научитесь»); все понимают, что человек должен «доказать», что он умеет работать со взрослыми, но не понимают, как (резюме не в счет, шкаф с тестовыми дедами мне тоже никто не предоставлял, хотя я была бы не против такого опыта); преподаватель для взрослых для некоторых равно истеричная сумасшедшая училка начальных классов, которая воспринимает невыполненную домашку как личное оскорбление.
Так вот, полезла я искать, что это за «андрагогика» такая, и охуела.
2. Почему андрагогика не нужна.
Эта херабора появилась совсем недавно, пару лет назад, и предназначена, судя по содержанию, для распила бюджета. Все пособия по андрагогике это тупо пересказ пособий по педагогике, только с удаленным разделом про детскую психологию (и не удаленным разделом про психологию развития) и слово «школа» заменено на «вечерняя школа». То есть это пособия годные только для обучения зэков, о чем там напрямую и написано на первой странице.
Меня тогда флэшбеки не накрыли, но кроют сейчас, когда я пишу: я принадлежу к тому поколению, которое в детском саду и началке «воспитывали» по Макаренке, который разрабатывал свой подход для адаптации малолетних психопатов, совершивших тяжкие преступления, в обществе, а нас с рождения записали в преступники и гнобили по понятиям.
То есть квалификация для корпоративного обучения это быть тупой мандой из деревни, которую родители отправили в педлицей, потому что ей все равно мандой только рожать, а так она хоть будет знать, как детей воспитывать, и которая получила бумажку, что может учить зэков. Идите дальше в добрый путь, господа, со своими требованиями к поставщикам услуг корпоративного обучения! (бтв в момент написания заметки я работаю методистом в центре, где пишу программы, в основном, по переподготовке и повквалу медсестер и мчсовцев, и никого отсутствие педагогического и андрагогического образования у меня при найме на работу не смущало, более того, при найме был оценен мой практический опыт, выраженный в том числе в конференциях и публикациях, по преподаванию взрослым и пожилым людям, что никого ранее почему-то не ебало)
Короче, андрагогика это фэйк. Это ни о чем. За границей такой херни нет, и это не потому, что это автохтонная великая русская штука, как, например, советский гипноз, о котором учат даже в Стэнфорде и поминают имя Каткова с уважением, или как расчет компенсации при диабете в ХЕ, а потому, что это херня. Возможно, через много лет, российская андрагогика будет как американский аутизм — постепенно из формы отъема денег из невротизированного населения начнет переходить в научную картину мира и растворится там бесследно. Но сейчас андрагогика это чистейший отборный булщит.
При том, что уже есть отработанная схема преподавания взрослым и в вузах и на производстве, в СССР отработанная еще со времен ликбезов начала 20 го века. И это никуда не делось. Это то, что называется «научная школа». Но работодателям то откуда об этом знать — они через эту школу не прошли, а тупо отъебланили или купили свои дипломы.
3. Как учить взрослых.
Исторически я отсылаю к советским ликбезам и школе Яна Гуса. И то и другое о том, как организовывать обучение взрослых людей после работы. Не на зоне. Не в вечерней школе. А именно добровольно после работы. И первое важное обстоятельство это то, что отрыв от семьи (так как в таком случае отрыв идет не от производства, а от семьи) должен быть максимально сглажен: например, должно предоставляться бесплатное питание учащемуся во время обучения и какие-то льготы его семье (раз они не видят обучающегося, пока он учится).
То есть первое, что должно иметь место при обучении взрослых, это СОЦИАЛОЧКА. И это задача работодателей и/ или государства, обеспечить взрослых учащихся этой социалочкой. И преподаватель тут вообще ни при чем.
Второе. Мы живем в век информационных технологий... хотя это тоже булщит. Уже с 11 века европейские университеты предоставляли возможность обучаться дистанционно. Например, Данте Алигьери, тяжелый латник и элитный воин, получал свое образование дистанционно, и написал «Божественную Комедию». Дело в том, что образование нужно не только «давать», но и «брать». И вот Данте, например, взял свое образование настолько эффективно, что мы до сих пор о обсуждаем результат его образования в масс культуре, хотя он получал его по дистанционке, когда интернета еще не было.
Но сейчас, с интернетом, это стало еще проще и быстрее! Можно возразить: а как по интернету освоить практические навыки, а!? Кто-то не совсем левый даже может вспомнит слово «бихевиоризм». Так вот. Мы говорим об ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ. То есть свое бихевиористическое обучение эти люди уже получили в лицее / техникуме / колледжу / путяге / шараге / вузе. Сейчас они РАБОТАЮТ. Они этот бихевиоризм половниками жрут каждый день и им за это еще и платят.
Из этого следует три вывода. 1. От того, что мы научим их пользоваться современным оборудованием оно у них на работе не появится! Если речь идет об обучении каким-то новым технологиям, что им, в первую очередь, надо обучить руководство, которое их будет закупать. А это не задача преподавателя, это задача продавцов этих технологий.2. Например, мчсовцам, железнодорожникам, полевым медикам и т.д. практическое обучение нахер не надо — они его имеют (а оно имеет их) каждый день! Им как раз нужна теория, чтобы понять, почему и нахрена они делают то, что делают, и как можно сделать это лучше, быстрее и круче.3. Когда таким людям нужна практика они сами о ней просят и им ее предоставляют (этим занимаюсь не я, но та девушка, которая этим занимается, очень крута и находит крутых спецов, и платят им тоже хорошо, так что им интересно это делать — за час обучения спец получает примерно в 10 раз больше, чем в вузе за час преподавания).
Короче, исторически, и по сей день, основная нагрузка при обучении взрослых лежит на методисте. То есть препод для взрослых должен быть в первую очередь методистом.
Взрослый человек потому и взрослый, что умеет распределять время своей жизни и силы по приоритетам, и нести ответственность за проебы. Если он не умеет это делать — он инфантил. Если он не может это делать — у него клиника.
Собственно, вот и весь ответ, который не менялся с 11, блин, века, на вопрос «как обучать взрослых»: предоставлять им материалы для самостоятельного обучения и возможность задавать вопросы кураторам. ВСЕ!
Может быть такое, что взрослый человек не умеет в тайм менеджмент. Ну вот не научили его не родители, не в среднем/высшем учебном заведении, ни в семье не научился. Клинически повезло. При этом человек без отклонений в психике и развитии. Поэтому каждый курс самостоятельного обучения должен сопровождаться интро о том, что такой тайм менеджмент и как это применять. Честно говоря, когда я училась при Стэнфорде меня эти интро конкретно так заебали. Но я признаю и понимаю, зачем и почему они нужны.
А вот если у человека отклонения в психике... то тут надо решать с конкретной корпорацией, как таких обучать. Например, если мы говорим об обучении пожилых людей, у которых в силу возраста есть некоторые особенности и метаболизма и психики, то тут имеет смысл говорить о преподавателе, который шарит в геронтологии (то есть у него должны быть знания в области эндокринологии, кардиологии или психиатрии). Я, например, очень любила учить дедов и бабок. Да, к ним подход не такой как к детям, подросткам и взрослым людям. Но они прикольные и обучаемые, и мне конкретно доставляло их учить. я даже учила деда с альцгеймером и Боже как он был крут! Этот чувак в свой по восемьдесят лет смог затащить свою болезнь в партер и забороть ее там. И научиться чему-то новому и применять это в профессиональной деятельности.
Ну а если говорить о людях с НРЛ, ПРЛ, истерией и т.п. — то это к другим специалистам, я таких просто сливала, но, возможно, есть те, которые шарят, как таких обучать. Я, например, наблюдаю на ютубе одного психолога, который говорит, что люди с НРЛ это дофига талантливые люди и что ему удается их нормализовать и раскрыть. ХЗ, примеров не видела, но может и есть такие психологи и преподы, которые знают, как с такими работать и как таких учить.
В любом случае, если речь идет о взрослом человеке С ОТКЛОНЕНИЯМИ, то его обучением должны заниматься не обычные преподы / методисты, а специалисты по этому отклонению. А требовать от специалиста по корпоративному обучению, чтобы у него было широчайшее психиатрическое, эндокринологическое и кардиологическое образование — это тупо. Ну вот у меня так получилось, что я отлично влезаю в мозг старикам, спортсменам, жертвам насилия, военным и наркозависимым. У кого-то есть способность делать мозги другим. Ну вот и отправляйте на обучение подходящих сложных «студентов» подходящим «преподам». Или просто не держите у себя ебанашек и / или отправляйте на корпоративное обучение, в первую очередь, нормизов.
Пока нет комментариев. Авторизуйтесь, чтобы оставить свой отзыв первым!