10. Afterstorm (Затишье.)
30 апреля 2025, 20:02Общий пересказ.
1394. Закончилась Первая Домовая Война. Император Вацлав освободился из плена.
Пробст Збинек Заяц был арестован за военное преступление в Баварии. Следствие установило, что он был совершенно неграмотен и профессионально некомпетентен для занимаемой должности, поэтому его не казнят. Теперь он не просто один из верных Вацлаву клириков, а тот, кто обязан ему жизнью. А еще ему теперь нужно научиться читать и писать, чтобы не быть посмешищем для других.
Принц Зжоржелецкий хочет, чтобы Вацлав подарил ему трон Германии в знак благодарности за освобождение из плена. Он мотивирует свое требование тем, что он должен своим феодалам-добровольцам деньги, которых у него нет, поскольку он потерял все серебро из Кутны Горы, а сокровища Праги он взял только чтобы поиграть с ними и вернуть. Вацлав тычет брата в лицо тем, что большинство его феодалов-добровольцев уже набили свои карманы, разграбив королевство. Теперь Вацлав сам будет с каждым из них лично решать, как он отплатит им за службу. Вацлав дает принцу не Германию, а Бранденбург, и вешает на него сомнительное право и обязанность управлять вместе с ним Богемией. Принцу предстоит усвоить много горьких уроков...
Архиепископ Йенштейн ушел из политики после назначения Хулера представителем короля по работе с монастырскими и городскими властями. Принц Зжоржелецкий по-прежнему поддерживает Йенштейна и, как ему кажется, тайные контакты с ним.
Обязанности пражского архиепископа были переданы Вольфраму Скворецкому.
Вацлав укрепляет северные границы. Он призывает судей Хеба к порядку, а лордов Хасиштейна — к коллективной ответственности.
Борутка становится травницей отшельницей в Подвеках и успешно лечит задницу Сокола.
Дело Анны и Призбы окончательно закрыто. Миклуш отвозит Яна в Остродек для дальнейшего выданья за Петру, но по дороге происходит несчастный случай...
Детальный пересказ.
Сцена 1. 1394. 30 июля. Фримбурк (Южная Чехия).
Фримбурк — монашеское поселение в шесть домов внизу горы, где находится замок Виттенштейн.
Венцель идет по узкой дороге от замка к поселению. Он строгает колышек маленьким перочинным ножиком, прогуливаясь по горному лесу. Его руки все еще немеют после того, как он был заточен в колодки. Он останавливается на перекрестке и видит солдат, стоящих возле домов, и принца Зжоржелецкого. Вацлав, сославшись на то, что сам не удержится в седле, садится за спину принца на коне. Приставив ножик к брату Вацлав узнает, что тот хочет за его «освобождение». Вацлав говорит, что Зжоржлецкий перед тем, как управлять Германией, попрактикуется на Бранденбурге, и вообще, получит то, что заслужил.
Сцена 2. 1394. Конец сентября. Замок Писек (Южная Чехия).
В солодовой встречаются Вацлав, Анька и Зикмунд. Вацлав чешет солод — санаторные развлечения у него такие — и прикалывается над Анькой, который тяжелее пера в жизни ничего не держал. Они обсуждают конфуз, который устроил Заяц. Он идиот, но не предатель — не казнить же его за это.
Анька помог составить документ, по которому простолюдин Зикмунд получает должность представителя короля во всех городах и монастырях. Такой должности никогда не существовало ранее, поэтому это назначение не нарушает обещания короля не ставить простолюдинов на дворянские должности. Однако Анька отмечает, что «создание новых институтов — это крайняя мера, когда невозможно преобразовать старые».
Сцена 3. 1394. 2 октября, пятница. Чеслав (Среднечешский край).
Я попробую сделать примерный перевод, так как тут приведено историческое описание судебного процесса того времени:
Полдень. Ратуша. Зал суда разделен на две части деревянной перегородкой высотой три фута. За перегородкой за столом сидит судья, у стола стоит секретарь. Оба одеты в черные длинные кабаты. На голове судьи меховая шапка; у секретаря на голове шапка-таблетка. Секретарь пытается разобраться в том, что написано в листах, которые ему ранее дал Миклуш (мы помним, что ранее была сцена, где пьяный Миклуш всрато заполняет документацию). Один из охранников у дверцы в перегородке.
Перед перегородкой на скамейке сидит грустный, избитый Войцлав в грязной одежде и с соломой в волосах. Рядом с ним сидит староста Радикович — аккуратный молодой человек с бритым лицом и в длинном пурпурном одеянии. За ним стоят охранники — мужчины в темной одежде, тоже с чисто выбритыми лицами.
На другой скамейке перед перегородкой сидят Анна, Призба и Миклуш. Сестры оделись в нехорошо сшитую, но новую одежду из дорогой шерсти. Миклуш одет в длинную темно-синюю тунику с облегающим верхом и широким низом. Его волосы подвиты.
Еще один охранник стоит возле входа в зал.
«Анна и Призба против Войцлава!» наконец говорит секретарь, разбирая листы.
«Наши интересы будет представлять наемный адвокат, — поднимает руку Анна, — пан Миклуш Зул из Остродека».
«Я заявляю Вашей Светлости, что мы вызвали в суд ответчика, — встает Миклуш, — который годами скрывался и не выкупил свою часть наследства Богуши, чтобы мои клиенты могли сдать свои части внаем. И я хочу подать этот иск в суд в полном праве и по поводу наследства и денег, в которые я ценю ведение этого дела. Требую вынести на доски оба заявления».
«Пан Миклуш, — раздраженно говорит судья, — вы не можете подавать более одного запроса за раз. Мы рассмотрим ваш запрос на компенсацию отдельно. Подсудимый, ваше слово.»
«Я буду представлять подсудимого как своего подданного, — встает староста, — поскольку в настоящее время он находится под стражей за финансовые преступления в моем регионе и все его имущество конфисковано мной в счет его долгов и штрафов. Прошу разрешения суда зайти за перегородку и записать свои слова в протокол».
Секретарь с болезненным видом снова перекладывает листы на столе. (это мое альтер эго, когда я изучала отчеты исторического Миклуша)
«Заявитель», — судья жестом показывает Милушу пройти за перегородку.
Охранник открывает дверь перегородки. Миклуш заходит за перегородку и опускается на правое колено перед судьей. В то же время он подтягивает правую сторону своего длинного платья в правой руке. Дверь закрывается.
«Подсудимый», — вздыхает судья.
Староста входит в перегородку и берет в левую руку левую сторону своего длинного фиолетового платья. Затем он опускается на левое колено рядом с Миклушем.
«Я заявляю, что Войцлав должен выкупить свою часть наследства до дня Святой Маргариты, 1391 года, как указано в документах», — говорит Миклуш громко.
«По записям в моем земском правлении подтверждаю, что выкуп не был произведен до вчерашнего дня и на него были перечислены все части наследства Богуши, кроме той части, которую три года назад выкупил его двоюродный брат Войцлав», — говорит староста.
Секретарь копается в листах, пытаясь не запутаться в двух Войцлавах.
«Поскольку все активы Войцлава были арестованы мной за его преступления, часть их, которую он купил вчера, перешла к Короне и теперь находится под моим контролем. Поскольку у меня не было документально подтвержденных причин не позволить Анне и Призбе выкупить их части наследства, я позволил им это сделать».
«Какой хороший мальчик», — устало бормочет судья. «Вы оба сможете выйти за перегородку после того, как трижды ударитесь подолами. Или можете продолжить дебаты».
Миклуш слегка трет подол о грязный пол и машет им в сторону старосты. Староста трижды ударяет подолом Миклуша, уклоняясь от мусора, летящего ему в лицо.
«Хорошо», — примиряюще говорит судья. — «Подождите в коридоре, пока ваши документы будут заполнены, пан Миклуш. Вы свободны, господа.»
Сцена 4. 1394. Чуть позже, там же.
Ян привел в зал суда сына Войцлава, так как тот хочет остаться с тетями, а не возвращаться к отцу. Также Ян приносит разрешение матери мальчика и ее алиментную расписку. Миклуш возмущен тем, что Ян взялся за это без его ведома. Ян апеллирует к тому, что по документам сестры наняли Миклуша и его сыновей (формальность, так как Миклуш монах, а сыновья — миряне), а Ян единственный живой сын. Миклуш понимает, во что вырастает Ян, и начинает его бояться. Также Ян уже оформил документ о компенсации издержек и отправил в Честинкостел, Миклушу он передает копию. Согласно нему сестры назначили выплаты Миклушу и его братьям после своей смерти (то есть сейчас Миклуш денег не получит, а получит их скорее всего Збинек, как самый младший). Миклуш в гневе и ужасе, но он молчит. Сестры умиляются, какой самостоятельный мальчик.
Сцена 5. 1394. Октябрь. Между конным заводом Нойхоф и мельницей Кучельник.
Миклуш приносит на лечение Борутке Яна, попавшего под копыта. Борутка мягко говоря не рада Миклушу и понимает, что сотрудничать с ним чревато, но под угрозой арбалета и за мешочек драгоценностей она соглашается, в конце пнув Миклуша в пах.
Сцена 6. 1394. Конец октября. Пражский университет.
К Зикмунду в кабинет приходят Дагмара и Вольфрам. Зикмунд замечает фамильное сходство между Дагмарой и Анькой и одобряет выбор Вольфрама. Вольфрам сообщает, что изменил свое решение и согласен стать архиепископом, и убедила его в этом Дагмара, слившая информацию о тайных встречах принца Зжоржелецкого и Йенштейна. Сложность ситуации в том, что Йенштейн скрылся, но не подписал документы об увольнении. Зикмунд списывает его неадекватное поведение на последствия пережитой тем чумы — «шрамы физические и духовные». Зикмунд надеется, что назначение Вольфрама на место Йенштейна станет хорошей провокацией.
Сцена 7. 1394. Сочельник. Между конным заводом Нойхоф и мельницей Кучельник (Среднечешский край).
Под видом ученика Борутки Рацек «лечит» и допрашивает Сокола. Из разговора Рацека и Борутки можно узнать некоторые средневековые приемы лечения, а также то, что они принадлежат к одному роду лидских татар, который до релокации в Европу был родом кузнецов и шаманов. Также Борутка сообщает, что они уже сотрудничали с Рацеком в Тршебоне, но Рацек ее не узнал, так как это ее суперспособность, которая сохраняет ей жизнь — ее никто никогда не узнает. Рацек предлагает напиться и поговорить о прошлом. Борутка соглашается думая, что это связана с ее другим пациентом — сыном Миклуша Яном. Но тот лежит без сознания, поэтому Рацек его не смог допросить и даже не в курсе, кто это. Оказывается, что Рацек хочет обсудить с ней то, как она перешла со службы тевтонам на службу Коловрату.
Пока нет комментариев. Авторизуйтесь, чтобы оставить свой отзыв первым!