Стресс
21 мая 2023, 18:05Сегодня проблема стресса в жизни человека является одной из самых актуальных, потому что каждый из нас может попасть под его влияние, оказаться в стрессовой и трудной ситуации. Данная реакция организма может повлечь за собой множество негативных последствий, поэтому важно знать, что именно из себя представляет стресс и как справится с ним.Стресс оказывает сильное влияние на человека. Он является серьёзной проблемой современного общества, с которой можно бороться, изучив этот процесс.
Стресс - это состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.), в ответ на внешнее воздействие. Его вызывают затруднительные ситуации, монотонность и эмоциональные факторы. Стресс помогает адаптироваться к изменчивой окружающей среде, но может стать причиной отрицательных для здоровья последствий. Разовый стресс обладает положительным воздействием. В ответ на стимул организм вырабатывает гормона: кортизон, адреналин, норадреналин и активирует работу клеток иммунной системы. Если человек часто подвергается стрессу, все его органы системы напряжённо работают. В результате организм полностью расходует силы, проходя через три стадии: тревога, сопротивление, истощение. Виды стресса стрессы можно подразделить на: Положительные и отрицательные - по степени эмоциональной окраски. Кратковременные и долгосрочные (или острые хронические) по продолжительности. физиолагические и психологические - последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения. Этапы развития стрессового состояния: нарастание напряжения;собственно стресс; снижение внутренней напряжённости.Стресс проходит несколько стадий: • Стадия тревоги - мобилизация энергетических ресурсов организма. Небольшой стресс на этой стадии полезен - приводит к работоспособности.• Стадия сопротивления - это сбалансированное расходование резервов организма. Человек эффективно решает встающие перед ним задачи, если эта стадия продолжается слишком долго без отдыха, организм работает на износ. • Стадия истощения - человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Небольшое время с этим ещё можно бороться усилием воли, а потом единственный способ восстановить силы - это основательный отдых. "Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означает смерть." ганс селье
Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается человеком как требование, угрожающего превысить его способности и ресурсы. При этом он должен ожидать больших различий между затратами на удовлетворение требований последствиями их удовлетворения или не удовлетворения.Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в не комфортную ситуацию, которая также может для него плохо закончится, мозг автоматически начинает выстраивать защиту, происходит адаптация человека к изменяющемся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека. К субъективным причинам можно отнести: • Несоответствие ожидаемых и реальных событий. • Навязывание родительских программ, усложняющих жизнь ребёнку и делая его поведение неадекватным.• Эмоции, провоцирующие на спонтанные действия. • Несоответствие виртуального и реального миров.• Убеждение личности и неадекватные установки. Объективные причины: • Условие жизни и работы. • Взаимодействие другими людьми.• Чрезвычайные ситуации и обстоятельства. • Экономические факторы. • Политические факторы.
Симптомы стресса когнитивные симптомы: • Неспособность сосредоточиться и сконцентрировать внимание;• Восприятие преимущественно негативных сторон бытия; • Тревога или скачка мыслей;• Затруднения в принятии решений; • Трудности в освоении новой информации;• Постоянное беспокойство; • Кошмарные сны; • Постоянное чувство вины; • Неспособность к планированию своей жизни; • Забывчивость, неорганизованность эмоциональные симптомы: • Депрессия или ощущение отсутствие счастья; • Низкая самооценка; • Ощущение перегрузки, потери контроля над своей жизнью; • Апатия; • Раздражительность, вспыльчивость;• Частые слёзы, мысли о самоубийстве.Физические симптомы:• слабость, утомление; • мышечные подёргивания, • Тремор;• Боли, гипертонус мышц, спазмы; • Диарея, запор; • Тошнота, головокружение; • Боли в груди, тахикардия, брадикардия; • Частые простуды и прочие инфекции; • Необъяснимые приступы аллергии; • Звон, жужжание, щелчки в ушах; • Холодные или потные ладони или ступни; • Сухость во рту, затруднение глотания; • Сжатие челюстей, скрежет зубов т. д. Стрессовое напряжение - это напряжённое состояние организма. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым убрать нежелательное состояние. Признаки стрессового напряжения: • Невозможность сосредоточиться на чём-то. • Слишком частые ошибки в роботе. • Ухудшается память. • Слишком часто возникает чувство усталости • Невозможность вовремя закончить работу • Постоянное ощущение недоедания • Пропадает аппетит потерян вкус к еде • Довольно часто появляются боли (голова, спина, желудок) и т. д.
Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать подходящее, которые отвечали бы с как индивидуальным особенностям конкретной личности, так и реальным условиям,существующим в данном месте и в данное время.• Психотерапия - по-прежнему не слишком популярная услуга на территории нашей страны, однако многие люди уже оценили её возможности. Вопреки стереотипам речь идёт о «разговорах с малознакомым человеком за деньги»:грамотный специалист способен найти проблему, которая приводит вас всостояние стресса, беспристрастно оценить возможности по изменению ситуации и проконтролировать успех предпринятых действий, Даже несколько недель регулярных консультаций помогают пациентам решить проблемы с настроением и поведением, которые прежде казались неразрешимыми.• Медитация - важный навык, позволяющий отключиться от влияния внешней среды и обеспечить утомлённому сознанию отдых. Умение «выключить мысли» особенно важно для жителей больших городов, которые нечасто выбираются на природу или даже просто в зелёные зоны, защищающие от шума мегаполиса. Эксперты отвечают, что даже несколько минут в медитации в день дают шанс наверстать один-два часа недосыпа и справится с дурным настроением.• Йога - сочетает в себе преимущества физической культуры и медитации:выполняющие разнообразные асаны, человек сосредотачивается на ощущениях в собственном теле, отвлекаясь от назойливых мыслей, а напряжение и растяжка мышц в процессе занятий ускоряет обмен веществ, что на физиологическом уровне способствует преодолению стресса.• Дыхательная гимнастика- особенно показано людям, которые в силуособенностей характера в крайне эмоциональню реагируют на стресс, тем самым усугубляя ситуацию. Пять - десять спокойных вдохов и выдохов способны уберечь вас от необдуманных поступков, а привычкарегулярно дышать по одной из специальных программ, которые требуют всего несколько минут в день, способствует борьбе с раздражительностью или приступами тревожности.
Классификация методов снятия стресса:1) Психологическое (аутотренинг, медицина, рацио-нальная терапия.)2) Физиологические (массаж, акупунктура, физические упражнения.)3) Биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия.)4) Физические (баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие).
Психологический тренинг «Стрессоустойчивость". Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость студентов, проживающих в общежитии, путем получения знаний и развития навыков для сопротивления краудинг-стрессу в микросреде общежития;Задачи: развить устойчивость к стрессовым ситуациям, увеличить выносливость и работоспособность, раскрыть скрытые возможности, самостоятельно справиться со стрессом благодаря различным восстановительным техникам.Упражнение 1 «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…»(5 минут)Каждый участник поочередно говорит 2 фразы.Правила группы• Не опаздывать• Быть активным• Здесь и сейчас• Искренность• Конфиденциальность• Творческая позиция• Не оценивать• Не говорить за других• Говорить в кругУпражнение 2 «Презентация и ожидания»(10 минут)Цель: знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.Содержание: Группа делится на пары, каждая из которых, выбрав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.Упражнение 3 «Я и стресс»(15 минут)Цель: Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений острессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.Содержание: Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно в кругу. Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок ,Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме: реалистической, абстрактной, символической, художественной, большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите. Участники рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.Вопросы, которые может задать тренер.Посмотрите внимательно на свой рисунок.1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры,конкретного человека?4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько -стресс. Почему?5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? старайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуетесебя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйстаОбсуждение: после того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по-поводу проделанной работы или по-поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.Упражнение 4 «Выкинь свои проблемы»(10 минут)Цель: Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.Содержание: Тренер предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения нельзя раскрывать авторство. Именнопоэтому тренер просит участников писать разборчиво.После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своейинформацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своём авторстве. Обсуждение проводитсяметодом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.Упражнение 5 «Якорь». (5минут)Вспомните момент, когда вы вышли победителем из самой сложной ситуации в вашей жизни, когда вы достигли впечатляющего успеха и ощутили небывалый подъем сил, всемогущество. Представьте во всех подробностях время, место, другие самые характерные детали этого события. Какие эмоции вы испытывали в тот момент? Как вы ощущали свое тело? Что вы думали о себе и об окружающем вас мире? Отметьте изменения в вашем дыхании, в мышцах. Расслабьтесь… а теперь снова вызовите в себе это состояние и максимально усильте его. Сожмите кулак - поставьте так называемый «якорь». теперь всякий раз, когда вам понадобится «войти в состояние победителя» - просто сжимайте кулак. И так до появления автоматической реакции от одного только взгляда на кулак.Рефлексия
Состояние стресса проявляется в приступах удушья, слезливости, сильных перепадах эмоций, потемнении в глазах, состоянии ступора и бессилия. Острый стресс развивается на фоне сильных потрясений – в результате пережитых катастроф, стихийных бедствий, потери близкого человека, пребывания на грани жизни и смерти.Выйти из состояния стресса можно самостоятельно, важно только найти подходящий способ. Самое главное – это внести в свою жизнь яркие краски, улучшать свое настроение, учиться мыслить позитивно. Даже в негативной ситуации можно при желании увидеть преимущества.Способы выхода из стресса:• Здоровый образ жизни Необходимо выстроить правильный режим дня и ночи. Питание должно быть полноценным и по времени. Умеренные физические нагрузки, спорт и здоровые отношения в семье только помогут преодолеть состояние стресса. Не стоит перетруждаться на работе и дома.• ВитаминыПреодоление стресса доступно каждому человеку. Важно, чтобы организм получал все необходимые витамины и микроэлементы. Можно покупать аптечные комплексы, а также употреблять фрукты и овощи, богатые витаминами. В здоровом организме отлично работают защитные функции. Психика и внутренние системы не так подвержены стрессу.• ОтдыхРациональный отдых помогает сбрасывать напряжение и восстановиться. Нельзя работать на износ, потому что к физической усталости добавляется психологическая. А это уже чревато возникновением стресса. Во время отдыха не следует думать о работе, а на работе о доме. Умение переключаться поможет избежать стресса.• Полноценный сонНичто так не восстанавливает организм, как здоровый полноценный сон. Во время сна организм вырабатывает гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций. Поэтому надо стараться ложиться спать до 23-00, чтобы выспаться, и проснуться бодрым и с хорошим настроением.• УвлеченияКогда человек занимается любимым делом, он испытывает радость и удовлетворение. Любое хобби пусть и отнимает время, зато благотворно влияет на психическое состояние человека. Это помогает отрешиться от проблем, забыть на время все плохое. Отдохнувший мозг быстрее подскажет, как справиться с негативом.• Физические упражненияРегулярная физическая активность поможет выбросить лишний адреналин и организма, расслабиться. Упражнения на свежем воздухе помогут нормализовать дыхание, обогатить внутренние органы кислородом. Утренняя пробежка на природе положительно повлияет на настроение, начнут вырабатываться гормоны счастья.• Ароматерапия, танцы, музыкаС давних времен известна целительная сила ароматических масел. Их можно добавлять в ванну, наносить на тело, или использовать, как освежитель воздуха. Эфирные масла при попадании в организм вызывают прилив хорошего настроения и эйфорию, успокаивают нервную систему. Такое же действие на человека производят танцы и приятная умиротворяющая музыка, например, классическая.
Постоянное воздействие стресса на организм нежелательно, поскольку последствия могут быть как в виде соматических заболеваний, так и в виде психологических расстройств. В крови постоянно повышен уровень адреналина и других гормонов. В результате такое состояние быстро приводит к сбоям в работе сердца, к развитию сахарного диабета, снижению либидо. Вместе с тем, страдает иммунитет. Важно своевременно распознать признаки острого стресса и начать выходить из этого состояния. В противном случае оно будет медленно, но, верно, убивать организм, постепенно снижая защитные функции организма и провоцируя физиологические нарушения.
Одним из прекрасных вариантов оздоровления, снятия стресса, хронической усталости, беспричинного беспокойства являются танцы. Произнесение самого слова уже может вызвать улыбку. Ведь это и продуманная физическая нагрузка, и удовольствие от музыки, движения, улыбок и смеха окружающих.Танцы помогают справиться со стрессом по ряду причин:1. Во время танца мы задействуем мышцы, перенаправляя энергию на физическое действие. В результате мы отвлекаемся от повседневных проблем и вуаля ― умственное напряжение снимается.2. При физической нагрузке вырабатываются эндорфины ― настоящие «гормоны счастья»!3. Танцуя, мы выплескиваем эмоции. В результате мы снимаем все психологические блоки, ненужные общественные установки, страх, усвоенный в глубоком детстве, — всё, что мешает нам быть по-настоящему свободными и счастливыми людьми.4. В танцевальном зале нас неизменно встречает творческая атмосфера, красивая музыка, общение с приятными нам людьми. Добавьте к этому отсутствие бытовых забот и профессиональных переживаний и согласитесь, что каждая тренировка ― своего рода мини-отпуск: пусть ненадолго, но отказывается от проблем и делаем, что хотим!Танец издавна считается важным элементом культуры. В разные века дворянские сословия и простые люди использовали этот инструмент как средство отдыха, переключения, поднятия настроения.Гормональный фон во время занятий также неизбежно меняется. Если стиль танца подобран верно, если он искренне нравится, то в теле происходит выработка эндорфинов – гормонов счастья. В этом момент происходит оздоровление и нервной системы, таким образом она реагирует на качественные изменения вокруг.Сэр Кен Робинсон в одном из своих выступлений сказал, что танцы в школе должны иметь такой же статус, как математика, наука и изучение языков, так он может помочь повысить успеваемость. Это не значит, что танцы можно сравнить с математикой по важности для ребенка. В этом случае имелось в виду, что такая активность поможет ребенку, да и взрослому человеку тоже, раскрыться эмоционально, избавиться от стресса, улучшить память и внимательность, раскрасить жизнь яркими красками и сделать её гораздо интереснее.Танцы — это эмоции. Через движение и музыку вы проживаете ситуацию, проходите через неё, делитесь тем, что скопилось внутри. Иногда это радость и любовь, иногда тоска, боль, обида и потеря. Танцуя радость или любовь, вы приумножаете эти эмоции в разы. Выражая танцем грусть или злость, вы наоборот избавляетесь от них.В исследовании, проведённом в 2011 году, изучали влияние обучения танцам на уровень депрессии. В тесте принимало участи 120 здоровых женщин и мужчин, которых разделили на две группы. На протяжении 12 недель одна группа брала уроки танцев три раза в неделю. А у участников другой (контрольная группа) только брали замеры уровня депрессии. После завершения тестов у танцевальной группы уровень депрессии был ниже, чем у контрольной группы ( 0,05 единиц соответственно).Кроме того, танец можно назвать своеобразной медитацией. Во время танцевального класса вы будете сосредоточены на музыке и движениях. Кстати, вы вряд ли заметите, как пролетит время и тренировка подойдёт к концу. У вас просто не будет времени на то, чтобы отвлекаться на свои негативные эмоции. Это состояние часто называют потоком. То же самое можно почувствовать, когда пишешь картины или делаешь наброски в альбоме для скетчей, или когда поёшь.
Стресс - это повседневное явление. Незначительный стресс неизбежен и безвреден. Чрезмерной стресс создает проблемы для человека, потому что прямо и косвенно увеличивает стоимость достижения целей и снижает качество жизни. Необходимо избегать стрессовых ситуаций, умело выделять время для работы и отдыха. Нельзя преувеличивать опасность и обманывать себя спекуляциями. Всегда есть выбор, и каждый, прежде всего, несет ответственность за свой образ жизни, свое здоровье и качество своей жизни.
Пока нет комментариев.