Романтизация: Самоубийство
23 сентября 2017, 10:55Как ни странно, но мы все еще живы! Теперь, когда в нашем расписании появилось некое подобие стабильности, а семичасовой сон стал нормой, мы снова готовы браться за работу. Хоть и с опозданием, но мы поздравляем всех школьников и студентов с Первым Сентября (когда сентябрь уже кончился). Что сказать, жизнь армянских двенадцатиклассников сурова, особенно если хочешь поступить бесплатно.Тем не менее перейдем к делу. Знаете ли вы, что такое триггер? Триггер - это описание или детальное показывание чего-то, что может вызвать у человека болезненные воспоминания или плохие ассоциации. Это могут быть детально описанные сцены насилия (физического и психологического), смерти, а так же извращений (зоофилия, некрофилия, изнасилование и т.п.). Если ваше произведение содержит в себе что-то, что потенциально может травмировать другого человека, то вы обязаны оповестить об этом читателя. На фикбуке это можно сделать с помощью "предупреждений" в шапке фанфика, а на Ваттпаде с помощью иконки "Rating".Сегодня мы поговорим об одной из самых триггерных и популярных трендов в современной сетературе - подростковых самоубийствах.Сейчас тема подростковых самоубийств переживает какой-то странный бум популярности. За прошедший год было снято куча репортажей, написано куча статей на нее. Ну и вишенкой на этом торте является вышедший весной сериал "13 Причин Почему", который вызвал кучу скандалов.Суицид нельзя понять до конца. В первую очередь, это огромная трагедия: человек ушел из жизни по собственной воле. Родственники остаются горевать и гадают, что привело к подобному исходу.Самоубийство, будь оно совершенно несуществующим персонажем или реальным человеком, является очень сильным триггером и почти всегда вызывает волну подражаний. Американский социолог Девид Филлипс из Колифорнийского университета 7 лет изучал феномен подражающих самоубийств. В результате этот феномен получил название "Эффект Вертера".
Эффект Вертера — массовая волна подражающих самоубийств , которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевиденьем или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа.
Под влияние "Эффекта Вертера" могут попасть все люди, независимо от пола и возраста. Так, например, в восьмидесятых, в Германии, после показа сериала "Смерть Студента" (каждая серия начиналась со сцены, в которой студент бросается под колеса поезда), было отмечено увеличение случаев суицидов среди людей 15-19 лет именно таким образом, как было показано в сериале. Все повторилось год спустя, когда сериал снова транслировали по ТВ.
В литературе крайне мало произведений с героями, которые наложили на себя руки. В классической литературе их и вовсе можно по пальцам одной руки посчитать. Отличаются ли как-то классические произведения с самоубийцами от современных? Для сравнения давайте возьмём Гете "Страдания Юного Вертера" (в честь которого и назван приведенный выше феномен), "Бедную Лизу" Карамзина, "Тринадцать Причин Почему" Эшера и "50 Дней до Моего Самоубийства" Крамер.
Сейчас, наверное, многие спросят: "А причем тут Настя Крамер? Ее героиня в конце не покончила с собой!". Для начала, приведем немного статистики: на ВП под тэгом "самоубийство" выплывает порядка 4000 работ. Примерно половина из них начинаются с дневниковых записей, приведения причин для сведения счетов с жизнью и отсчета дней. Плюс, фанатские продолжения 50ДДМС тоже составляют приличное количество работ под этим тэгом.
Вертер и Лиза оба покончили с собой из-за неразделенной любви и оба вызвали волну подражаний. В России куча девушек стали топиться в так называемом "Лизином Пруду". Число утопленниц сократилось, когда вокруг пруда появились таблички со словами: «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в пруду всем хватит места!»Если Вертер долго шел к столь печальному исходу, то решение Лизы было скорее спонтанным. Эраст бросил Лизу, после того, как лишил ее девственности, и она не смогла жить с этим позором. Вертер пытался забыть Лотту (которая даже надежды на ответные чувства не давала): он уехал, но ее образ продолжал его преследовать. Любовь сделала его невыносимым для окружающих, и он стал причиной раздора в семье своей возлюбленной. Вертер не хотел быть обузой, но и отказаться от Лотты не мог. Да, его смерть описана слишком неправдободобно (в полночь Вертер застрелился, утром его нашли еще живым) и Гете перегнул с драматизмом, но образ получился действительно трагичным.
В обоих произведениях мы наблюдаем весьма характерную для самоубийцы черту: решение своих проблем. Нередко перед смертью суицидники выплачивают все свои долги, прощаются с родными и мирятся с врагами.
Довольно распространен миф о том, что самоубийцы хотят умереть. На самом деле, это далеко не так. Они ищут не столько смерти, сколько конца своих страданий. Многие бывшие суицидники говорили, что на самом деле им не хотелось умирать, просто им надоело страдать. Многие из них считали себя причиной чужих проблем и не хотели причинять неудобства. Либо же они стремятся кому-то что-то доказать.Что же нам предлагают Джей Эшер и Стейс Крамер? С современными книгами ситуация далеко не так одназначна. Да, Вертер и Лиза оба главные герои своих историй, но авторы их не романтизировали. Самоубийцы - это несчастные люди, им нужна психологическая помощь. И уж тем более, авторы не показывали нам пальцем на "виновных" в столь ранней кончине. По сути, Ханна Бейкер (героиня Эшера) только и делает, что обвиняет окружающих в своих проблемах. Основной костяк книги построен на этих обвинениях в виде семи кассет. Глорию Макфин представили как обычную "не-такую-как-фсе", которая не должна ходить по этой бренной земле. В современной прозе (и не только) самоубийца - это этакий борец против системы, ангел мщения, слишком чистый и непорочный для этого грязного мира. После его смерти, все обидчики получат по заслугам, друзья горюют и винят себя, а возлюбленный (если таковой имеется) мстит врагам и идет вслед за ней, ибо забыть эту уникальную, безвременно почившую деву он не в состоянии.Философия Ханны Бейкер и Глории Макфин сводится к "Я буду делать все, что я хочу. Я сбегу из дома, буду винить всех в своих проблемах, кроме себя самой, и испорчу всем жизнь. Потому что я все равно умру и никто не сможет привлечь меня к ответственности! Ведь о мертвых либо хорошо, либо никак!"
Давайте просто признаем, что Глория и Ханна - плохие люди. Первая сбежала из дома, инсценировав свою смерть, опять же, для того чтобы избежать тюремного заключения. Учитывая, что она планировала покончить с собой, но передумала в самый последний момент, ведь рок-группа наркодилеров все ей организовала (с чего вдруг, кстати?). Вторая вообще оказалась настоящей садисткой, которая решила всем отомстить (включая парня, который в этот список чисто по блату попал). Нужно понимать, что говоря о "Тринадцати Причинах Почему", мы имеем в виду именно книгу. Сериал мы не смотрели, да и вряд ли будем. Мы не хотим смотреть на детализированные сцены изнасилования и на то, как Ханна убивает себя. Не думаем, что сериал так уж сильно отличается от первоисточника. Опять же, плохих людей можно сделать своими главными героями, но не надо представлять их поступки, как нечто правильное. Эшер и Крамер пытаются обелить необеляемое.
Многие обвиняли Джея Эшера в излишне романтизированном и слащавом изображении депрессии и самоубийства. Если просмотреть реценизии на GoodReads с подобными претензиями, то мы увидим, что их предьявляют либо сами бывшие суицидники или их родственники/друзья, либо психологи и учителя. Иными словами, люди, которые непосредственно знакомы с этой темой. Мы более чем уверены, что они знают о чем говорят. Довольно занимательным является видео блогерши Айви Хейзел. Правда, она оценивала именно сериал, но особой роли это не играет, ведь ее придирки можно применить и к книге. Айви пыталась покончить с собой в 2011 - ом году. Как можно было догадаться, ее спасли. Айви отправили в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение (по закону, в Британии, после неудачной попытки сведения счета с жизнью, самоубийцу могут отправить на лечения без его согласия). Сейчас у нее все хорошо. Основная претензия Айви применима и ко многим другим книгам, сериалам и ток - шоу на эту тему. Люди болтают об этом, говорят как это ужасно, приводят печальную статистику, но не предлагают решения. Мы не помним ни одного ток-шоу и ни одной книги, которая представляла какие-то способы избавления от депрессии или суицидальных мыслей. В классических произведениях они тоже отсутствуют, но это обусловлено временем, в котором они были написаны. В девятнадцатом веке не существовало таких понятий, как "психология" и "депрессия", а самоубийство считалось просто грехом.
Сейчас доступно много информации. Найти информацию о том, как ведут себя самоубийцы достаточно легко. Не стоит делать самоубийство или мысли о самоубийстве основной причиной для сопереживания герою. И уж тем более не следует делать самоубийство единственной отличительной чертой своего персонажа.
Пока нет комментариев.